Нейропсихология и правописание: работа над ошибками
Жалобы на резко упавшую грамотность школьников стали в последние годы
крайне распространённой темой в разговорах родителей и учителей. Диагноз
«дисграфия», несколько десятилетий назад считавшийся экзотикой, сегодня уже
никого не удивляет. Все чаще учителя говорят о неспособности школьников писать
связные, логически выстроенные предложения и тексты.
Привычными стали и массовые претензии к почерку учеников. Речь при этом
идёт о детях, у которых интеллектуальное развитие, слух и зрение - в норме.
Специалисты объясняют такую тенденцию в первую очередь снижением двигательной и
игровой активности, слабым развитием воображения, чрезмерной увлечённостью
гаджетами. То есть предположений, почему грамотность снижается, немало, и
многие звучат вполне разумно. А вот «работающих» методик, способных помочь безграмотным
детям, – гораздо меньше. Но, к счастью, они есть.
Вот типичная ситуация: есть правила русского языка и есть ученик, который
эти правила вызубрил. Но на грамотности письма эти вызубренные правила, сколько
ни бьются учителя и родители, не отражаются. И сколько ни делай «работу над
ошибками», сколько ни тренируй искать проверочные слова - эффекта ноль, одни и
те же ошибки переползают из задания в задание, из тетради в тетрадь. Так,
может, не в прилежании дело, не в том, что ученик «не старается писать
правильно»? Но тогда - в чём?
Что отвечают нейропсихологи
До недавнего времени ответа на этот вопрос не было. Но в последние годы
педагоги, которые постоянно ищут новые пути борьбы с безграмотностью,
обратились к достижениям смежных наук, одной из которых является
нейропсихология. Исследования нейропсихологов показывают, что причина кроется в
неразвитости отдельных участков мозга и их «разбалансировке».
Условно говоря, один участок мозга отвечает за «включение» человека в
мыслительную деятельность (и при слабой активности ведет к быстрой
утомляемости), другой – за память, хранение информации, ориентацию в
пространстве (в том числе – расположение букв и слов), третий – за
постановку задачи и контроль её выполнения (кроме прочего, реализует механизм
применения правил в письменной речи, регулирует нормы поведения). И если
какой-либо из участков мозга «проседает», то некоторые функции, которые
необходимы ребенку в учебной деятельности, могут «работать» не в полную силу.
Так что винить ребенка в неспособности писать красиво и правильно –
бессмысленно. Это не его вина. Но помочь ему справиться с этой проблемой можно
и нужно.
Правильное, грамотное письмо — результат слаженной работы большого
количества систем организма, результат гармоничного и своевременного развития
многих психических функций. А результативная учебная деятельность любого
ребёнка — это показатель «включённости» всех необходимых зон мозга.
Такой подход к решению проблем школьной неуспешности используют
специалисты-нейропсихологи.
Что должно насторожить учителя и родителей
Проблемы, которые должны насторожить родителей и учителей:
• постоянный пропуск букв, «мешанина» в слогах;
• «невнятный», неразборчивый почерк;
• неспособность применять правила при письме (при том, что сами правила ученик может хорошо знать);
• отсутствие логики при составлении предложений и текстов;
• нелюбовь к чтению.
• постоянный пропуск букв, «мешанина» в слогах;
• «невнятный», неразборчивый почерк;
• неспособность применять правила при письме (при том, что сами правила ученик может хорошо знать);
• отсутствие логики при составлении предложений и текстов;
• нелюбовь к чтению.
Всё это – явления одного порядка, чаще всего они существуют в комплексе и
осложняются психологическими проблемами, поскольку из-за постоянных неудач
ребенок быстро утрачивает веру в свои силы, и занятия вызывают у него только
негативные эмоции. Поэтому и справляться с проблемами предстоит
комплексно.
Так как же решать проблему?
Сегодня разработаны и уже успешно применяются авторские методики,
основанные на сочетании педагогических, психологических и нейропсихологических
практик, где используются и движение, и логика, и творческая активность
ребёнка. Чтобы «включить» все участки мозга и заставить их гармонично работать,
нужно поддерживать интерес к предмету. Психологи в таких случаях советуют,
прежде всего, не ругать ребенка за промахи и не сравнивать его с другими
учениками. Напротив, хвалите его за каждую, пусть маленькую, но удачу. Давайте
ему индивидуальные задания и не торопите с их выполнением. Словом, создайте
атмосферу, в которой он почувствует себя комфортно и перестанет
«зажиматься».
Следующим этапом должно стать включение в процесс специальных заданий и
упражнений, основанных на сочетании движения и речи. Самый простой пример –
попросите ребенка отвечать на вопросы «по-болгарски»: «да» – отрицательные
движения головой, «нет» – кивок. Вроде бы ничего сложного, выглядит как игра,
но такие упражнения выводят определенные участки мозга из «спящего режима» и
помогают координировать их деятельность. Еще один нехитрый пример: учитель
договаривается с учениками, что, как только они услышат кодовое слово (к
примеру, «упражнение»), все должны встать (или поднять руки, или сказать что-то
в ответ). Такие задания тренируют память, помогают сконцентрироваться, улучшают
внимание, реакцию и скорость мышления, привлекают внимание к СЛОВУ.
Филолог Марина Сорокина считает, что сочетание движения, логики и
творчества позволяет пробудить у детей интерес к языку: «Урок, построенный с учетом
нейропсихологических практик, отчасти напоминает спектакль. У него есть
интригующее начало и определённая драматургия. Дети незаметно для них самих
становятся увлечёнными участниками процесса под названием «Русский язык -
интересней некуда!» Это можно сравнить с ситуацией, когда ты пришёл в кино с
плохим настроением, а фильм с первых же кадров тебя захватил, тебе интересно.
Благодаря особой ритмике всего происходящего, у ребенка, давно потерявшего
интерес к такому предмету, как русский язык, просыпается азарт! Ученики весь
урок в тонусе – темп такой, что у них нет ни повода, ни возможности
расслабиться. Постоянно меняющиеся увлекательные задания заставляют школьников
быстрее соображать - и, как результат, они начинают любить русский язык,
улучшается грамотность».
Комментариев нет:
Отправить комментарий